История деревни Гостилово,

Бронницкого уезда, Московской губернии

(ныне Воскресенского района, Московской области)

по материалам краеведа А.Н. Фролова

 

          Деревня Гостилово – поселение, известное с древних времён. Основана она, как одна из деревень в округе села Ратмирово и первоначально входило в приход ратмировской церкви Рождества Богородицы. Ратмирово в ту пору находилось на своём древнем месте – в урочище Церковище в полутора километрах от Гостилова. Впоследствии Гостилово вошло в приход церкви села Новлянское. 

          Гостилово – сельцо, расположенное в 75 верстах от Москвы, в 25 верстах от Бронниц между Астраханским (ныне Рязанское шоссе, М5), и Касимовским трактами (ныне Егорьевское шоссе, Р105), на Московском большом кольце (А-108). Деревня стоит по обеим сторонам речки Крупинки (в древности – Крупина, иногда – Крутина). В жаркое время речка местами пересыхала. Земля глинистая и к урожаю хлеба: ржи, овса и ячменя, способна; покосы посредственны.

          Первое письменное упоминание о Гостилове в сохранившихся источниках («Писцовых книгах»)  относится к 1577 – 78 годам. В ту пору сельцо Гостилово относилось к Большому Микулиному стану Коломенского уезда Московского княжества. 

          Северная  часть его (пулусельцо) находилось во владении Московского Златоустского монастыря. Располагалось оно на левом берегу речки Крупинки и оврага Поддубиева и по обе стороны оврага Безымянного.

          Второе пулусельцо Гостилова, расположенное на другом берегу речки,  получил Владимир Васильевич Кустерский  в поместье (на время несения службы) от царя Ивана Грозного. В начале 17-го столетия, в смутные времена 1612 года за активное участие в вооруженной борьбе с польскими интервентами по защите Московского княжества («за осадное сидение») полсельца Гостилово пожаловано царём Василием сыну Владимира Кустерского – Прову  в вотчину (в пожизненное владение). И в борьбе с Наполеоном Кустерские принимали посильное участие – отставной майор Степан Акимович Кустерский был в 1812 году предводителем дворянства в Бронницком уезде. Усадьба Кустерских находилась в Гостилове. В 1837 году помещицей была Варвара Михайловна Максимова, но Кустерские продолжали там жить.  Другая половина сельца была отдана в вотчину Златоустскому монастырю.

          Название Гостилово, безусловно, владельческое и образовано от имени первого поселенца или владельца селения. Звали этого человека Гостило, что в свою очередь являлось уменьшительным вариантом дохристианского славянского имени с основой – гость. Подобные имена – Гостимир, Гостислав, Доброгост и другие хорошо известны из письменных источников и новгородских берестяных грамот.  В Подмосковье дохристианские славянские имена  выходят из употребления уже в 14-м столетии и почти полностью заменяются христианскими именами, взятыми из православных святцев. Таким образом, можно предполагать, что родина Зениных – деревня Гостилово получила свое название не позднее конца 13-го века. Совсем рядом с деревней Гостилово находятся еще два очень древних селения округи – Ратмирово и Ратчино, о возникновении которых в достаточно раннее время помимо их названий свидетельствуют и данные археологии.  Гостилово расположено между Москвой-рекой и Рязанским шоссе, между Коломной и Бронницами – на пути татарских орд и на окраине Московского княжества. Местность, прорезанная вдоль и поперёк заросшими оврагами, очень удобна для формирования и сокрытия воинских дружин. В старину здесь росли густые и труднопроходимые для татарской конницы леса, единственным остатком которых ныне является небольшой Скрипинский лес. До сих пор у местных жителей существует легенда, что когда-то некий путник-купец несколько суток плутал по здешним оврагам, пытаясь выбраться к людям. Старожилы Гостилова с гордостью говорят: «наши предки были на Куликовом поле».

          В 1768 году Екатерина Вторая провела секуляризацию церковных владений, в результате чего монастырское полусельцо перешло под управление Коллегии экономики (стала государственной собственностью), а крестьяне стали государственными. Положение их стало более выгодным и завидным. Крестьяне южного полусельца по-прежнему оставались крепостными. В это же время был образован Бронницкий уезд, Чаплыгинская волость, куда вошло и село Гостилово.

          В 1626-1629 годах в Гостилове было 17 дворов, в которых проживало пятьдесят три  человека.

          В 1768 году население села составляло примерно 380 человек.

          В 1795 году в полсельце Гостилово было 24 двора, в них 81 душа мужского пола и 82 женского. «Крестьяне живут на оброке, занимаются хлебопашеством, а сверх сего имеют промысел извозом по дорогам; женщины прядут лён и посконь и ткут холсты. Имуществом они в посредственном состоянии».

          В 1800 году по т.н. «Павловскому межеванию» полсельца Гостилово принадлежало «Командорственному ведомству». В 1816 году в экономической части Гостилово числилось 24 крестьянских семейства, 82 человека мужского пола и столько же женского

          В 1852 году – 65 дворов, 553 человека, из них государственных крестьян чуть меньше половины В 1879 году – 98 домохозяйств, 653 человека.

          В 1899 году – 98 дворов, из них 12 старообрядческих (поповцев)

          В 1925 год – село Гостилово, Спасской волости, Бронницкого уезда – 140 хозяйств, 669 душ, лошадей – 63, коров – 110, почва – суглинок.

          В 19-ом веке гостиловцы, кроме исконного земледелия, выращивали яблоки. В деревне были две бумаготкацкие фабрики (у Зенина Д.И. и братьев Титовых) с общим числом станков – 160 ед.

          В 2007 году численность населения деревни Гостилова Гостиловского округа составляла 85 человек.

          Население Гостилова исповедовало старую Веру. Из Гостилова вышли три известных в России старообрядческих деятеля.

           Никифор Дмитриевич Зенин (1869-1922). Видный в России писатель, журналист, публицист; фотограф-художник, книгоиздатель и книготорговец; крупный общественный старообрядческий деятель, создатель и руководитель журнала «Старообрядческая мысль», председатель Егорьевской старообрядческой общины.

          Аким (Иоаким) Трофимович Кириллов (1866 – 1941) был одним из учредителей и активным деятелем Остоженской старообрядческой общины храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Москве с момента ее создания в январе 1907 года. Известно также, что он был последним председателем этой общины вплоть до ее закрытия 15 октября 1932 года. В 1937 году арестован, приговорен к 10 годам лишения свободы. Умер в местах лишения свободы Архангельской области (Онеглаг).

           Иван Акимович Кириллов (1891 – 1974), сын Акима Трофимовича, был одним из самых известных и читаемых старообрядческих публицистов. Автор нескольких книг, наиболее известная из которых «Правда Старой Веры».  Впоследствии И.А. Кириллов отошел от церковно-общественной жизни и старообрядческой тематики, целиком посвятив себя экономике, написав множество учебных пособий, научных трудов, отдельных исследований. Защитил докторскую диссертацию. Преподавал в Московском инженерно-экономическом институте.

Октябрь 19, 2012 |